Verification: 4d923e281232845c

Индийская мифология / Источники мифов

Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, пришли на полуостров Индостан с северо-востока во II-м тыс. до н.э. Их материальный уровень развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существеными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Из истории мы знаем, что, это давало серьезные преимущества над неповоротливыми армиями древневосточных государств, будь то Ближний Восток, Центральная Азия или Индостан. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами). Все это, вкупе с воинственностью, позволило индоариям стать хозяевами субконтинента.

 

Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства (все сказанное относится не только к индоариям, но и воообще индоевропейцам той эпохи в целом). Но совершенно иначе дело обстояло в духовной сфере.

 

Индоариям принадлежат Веды («знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Существовуют четыре веды: 

  • Риг-веда — «Веда гимнов»
  • Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»
  • Сама-веда — «Веда песнопений»
  • Атхарва-веда — «Веда заклинаний»

 

Наиболее знаменита и важна с точки зрения сохранения мифологического наследия Риг-веда. Она представляет собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам.

 

Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления «Риг-веды» около XVI века до н. э. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.

 

Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты ( это собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул) — сборники мантр, и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы», что в буквальном переводе означает «светящиеся», «сияющие» и часто переводится как «небесные существа», «полубоги» или «ангелы». Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады.

 

Брахманы — священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы. важнейший источник по древнеиндийской мифологии и религии, а также  считаются зачатками древнеиндийской философской мысли. Брахманы, также как и Самхиты четырёх Вед, были записаны на ведическом санскрите. Большинство учёных полагают, что Брахманы были составлены в период с Х по VI века до н. э.

 

Араньяки («лесные книги») — священные писания индуизма, относятся к категории богооткровенных писаний шрути и являются частью Вед. Эти религиозные тексты  также были составлены на ведическом санскрите. Некоторые Араньяки являются частью Брахман или Упанишад. «Араньяка» в буквальном переводе означает «лесной», или, как говорится в «Тайтриттия-араньяке» «откуда невозможно увидеть крыши жилых поселений». В араньяках, подобно брахманам, описываются различные опасные ритуальные практики, такие как махаврата и праваргья, именно поэтому их изучали в диких и отдалённых местах. В араньяках объясняются различные сложные ведические жертвоприношения (яджны).

 

Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Упанишады трудно отнести к какому-то определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как «Брихадараньяка-упанишаду» и «Чхандогья-упанишаду», учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.

 

Термин упанишада буквально переводится с санскрита как «сидеть у ног учителя», то есть говорит о действительном месте ученика в тот момент, когда учитель открывает ему сокровенное знание доступное только посвященным.

 

Ученые выделяют 13 основных – это  «Брихадараньяка-упанишада», «Чхандогья», «Айтарея», «Каушитаки», «Кена», «Тайттирия», «Катха», «Иша» и «Мундака», «Шветашватара», «Майтри», «Прашна» и «Мандукья».

 

Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма.

 

Таким образом четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных девов ведической религии.Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции. Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.

 

Бхагаваты (это название относится и к Шримад Бхагаватам или к Бхагавата Пуранам) это, наверное, самые популярные и самые читаемые из Пуран. Они повествуют историю бога Вишну и его инкарнаций (аватар) на земле.

 

Пураны («древняя былина») — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология.Пураны в основном написаны в форме историй.

 

Два великих индийских эпических поэмы: «Рамаяна» и «Махабхарата» рассказывают историю двух особенных воплощений Вишну (Рама-аватар и Кришна-аватар, соответственно). Эти две работы известны под общим именем Итхихааса. И «Махабхарата», и «Рамаяна» являются очень религиозными литературными произведениями. Эти истории глубоко проникают корнями в индийскую философию, это источники притч и сказаний, а также предмета поклонения для индуистов. 

 

«Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок). «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. 

 

Авторство Махабхараты приписывается мудрецу Вьясе, который сам является действующим лицом сказания (дедом Пандавов и Кауравов). В основе эпоса лежит повествование о распре между двумя группами двоюродных братьев — пятью Пандавами (сыновьями царя Панду и царицы Кунти) и ста Кауравами (сыновьями царя Дхритараштры и царицы Гандхари). И Пандавы, и Кауравы являются отдалёнными потомками древнего царя Лунной династии по имени Куру. Основано на реальных событиях, происходивших в Северной Индии.  Если за основу взять действующее ведическое времяисчисление, то война «Махабхараты», согласно представлениям индусов, состоялась в 3102 году до н. э

 

Интересно в этом эпосе роль бога Кришны, который являясь ипостасью Вишну, был отправлен к людям по просьбе Матери-Земли, которая изнывала под тяжестью большого количества неправедных людей. Кришна пообещал дать облегчение Земле истребив множество людей, поэтому став другом Арджуны из рода Пандавов, всячески способствовал развязыванию кровопролитной войны. Такая позиция Кришны не подвергается осуждению, так как человек состоит из бессмертной души и смертного тела. Душу нельзя уничтожить. Погибшие воины, выполняя свой долг, получат лучшее рождение в следующей жизни, а Земля отдохнет. Таким образом, Кришна выполнил свое задание и помог людям разобраться в действительных ценностях.

 

«Бхагавад-гита» («Божественная песнь») — памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть «Махабхараты», состоит из 700 стихов.

 

Текст «Бхагавад-гиты» состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-принцев клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.

 

Считается, что «Бхагавад-гита» может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто «Бхагавад-гиту» характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.

 

«Рамаяна» также является эпической поэмой, как и «Махабхарата», но намного меньшей по содержанию, но не менее важной для каждого индуса. «Рамаяна»  («путешествие Рамы») — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать легендарного мудреца Валмики, состоит из 24 000 стихов.

 

 «Рамаяна» – это история похода царя Рамы, который является воплощением Вишну, который принимает человеческое обличье, чтобы побороть зло и утвердить добродетель, то есть избавить людей от власти злого царя ракшасов Раваны. Рама – это добропорядочный человек, образец всяких добродетелей. В его путешествии ему помогают уже не только ведийские боги во главе с Индрой, но и новые божества – Кама, Кубера, Картикея, Ганга, Лакшми, Ума. Начинают фигурировать жены Шивы и Вишну. Появляются обожествленные животные, например, Шеша (змея), Хануман (царь обезьян), Джамбават (медведь), Гаруда (орел), Джатая (гриф), Нанди (буйвол).

 

В противоположность «Махабхарате», к которой прилагаются эпитеты итихаса (легенда, сага) и пурана (былина), «Рамаяна» относится к кавья, то есть к искусственным поэмам. Обыкновенно предполагается, что сюжет Рамаяны имеет характер аллегорический и изображает под видом подвигов Рамы распространение арийской цивилизации на юг Индии до острова Цейлона; но нет ничего невероятного, что в основу этой аллегорической легенды положен был какой-то древний миф.

Поиск: