Славянская мифология / Персонажи

Назад к разделу

Купала

Купала, Купало — предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, персонификация праздника летнего солнцестояния — Ивана Купалы. Имя Купала произошло от названия праздника.

 

В. Я. Пропп (выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист) полагал, что «Купало, по-видимому, означает „креститель“, так как при крещении в древнее время погружали в реку».

 

Купала как божество обязано своим появлением книжной традиции. У собственно древних славян такого божества не существовало. Первое упоминание этого «божества» относится к XVII веку.

 

В послании игумена псковского Елеазарова монастыря Панфила московскому наместнику в Пскове князю Дмитрию Владимировичу Ростовскому (согласно псковским летописям, 1505 г.) говорится о том, что в канун рождества Иоанна Предтечи «чаровницы» — мужчины и женщины по лугам, болотам, лесам, полям ищут якобы какие-то смертные травы «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». А в самый праздник Иоанна Предтечи, совпадающий с летним солнцеворотом:

 

«во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и таптаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье шатание блудное им воззрение, такоже есть и женам мужатым осквернение и девам растлениа. Что же бысть во градех и селех в годину ту — сотона красуется кумирское празднование, радость и веселие сотонинское, в нём же есть ликование… яко в поругание и в бесчестие Рожеству Предтечеву и в посмех и в коризну дни его, не вещущим истины, яко сущии идолослужителие бесовскии праздник сеи празноють»…

 

«Сице бо на всяко лето кумиром служебным обычаем сотона призывает и тому, яко жертва приноситца всяка скверна и беззаконие, богомерское приношение; яко день рожества Предотечи великого празнуют, но своим древним обычаем.»

 

Христианство приспособилось к аграрному славянскому празднику, связав его с именем Иоанна Крестителя (отсюда Иванов день).

 

Восточные славяне верили, что в самую короткую ночь в году расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать цветущий папоротник, то найдет клад. Как отмечает В. Я. Пропп, связанно это было с поверьем, что всё в Иванову ночь расцветает (понятие о достижении земли «полных сил»), но лишь одно растение не цвело — папоротник. Связано это с тем, что они не цветут: «Но…растение не может не цвести, так как крестьянин знает, что через цвет идёт размножение. Следовательно, и папоротник цветёт, и цветёт именно тогда, когда цветёт всё — в Иванову ночь», важно лишь застать данный момент.

 

В этот день древние славяне избавлялись и от всякой скверны: жгли сорочки больных, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, дабы священный огонь очистил человека от всякой порчи.

Назад к разделу


Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Поиск: