Славянская мифология / Славянские боги

Назад к разделу

Род

Род — божество, упомянутое в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. По мнению Б. А. Рыбакова (советский археолог и историк) и его последователей — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

 

Историю появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии Л. С. Клейн (советский и российский учёный, профессор, доктор исторических наук) излагает так:

 

В 1846 г. И. И. Срезневский (русский филолог-славист, этнограф, палеограф), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым (русский литературный критик, историк литературы, поэт) Паисьевского сборника (вольное переложение греческого поучение Григория Богослова на богоявление, направленного против кровавых жертв и вакханалий античного язычества, в которое добавлены вставки о славянском язычестве) со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы (Срезневский 1846: 7; 1855). В те же годы вышли и специальные статьи о Роде (1851) — Д. О. Шеппинга (барон, историк, археолог, этнограф) и А. Н. Афанасьева (выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов), в которых статус Рода был поднят еще выше.

 

Греческий оригинал «Слова Св. Григория об идолах (XII ст.)» посвящен развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам:
 

«Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…»

 

Затем «Слово Св. Григория об идолах (XII ст.)» ещё более стремится к развенчиванию «Рода и Рожаницы» — речь идет о тех, которые почитают

 

«…проклятого же Осирида (то есть Осириса) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам — ещё до Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням»

 

В этом тексте христианская Богородица и её непорочно рождённый сын-Бог должны вытеснить прочих языческих «рожениц» и «родов» с их противоестественными и гадкими обстоятельствами появления на свет.

 

Вышеуказанные отрывки по свидетельству некоторых исследователей говорят нам, что Род и Рожаница — это широко распространённый в античном и восточном мире сюжет о божественных Матери и Сыне. Просто имя Сына сохранилось как имя собственное, а имя Матери — нет. Поэтому у нас нет никаких оснований считать Рода каким-то абстрактным божеством или одним из верховных божеств, и уж тем более неуместно проводить к нему параллели из монотеистических систем.

 

Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу:

 

«То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род»

 

По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.

 

В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:

 

«не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»

 

Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым.
 

Назад к разделу


Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Поиск: