Славянская мифология / Славянские боги

Назад к разделу

Хорс

Хорс (др.-рус. Хърсъ) — в древнерусской языческой мифологии бог солнца. Само имя Хорса происходит из иранских языков.

 

По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.

 

Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяць, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша»

 

Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей». В одном из фрагментов этой беседы Василий отвечает:

 

"Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два молнийных ангела."

 

Исходя из положения в перечислении богов пантеона князя Владимира, Хорс был вторым по значимости божеством в этот период. Автор «Слова» снабжает имя Хорса эпитетом Великий.
 

Гипотезы о функциях бога Хорса основаны на толковании текста Слова о полку Игореве. Считается, что Хорс был божеством солнечного диска. Именно Хорс двигался по небу днём, и под землей — ночью. Исходя из буквального чтения текста «Слова» можно предположить и наличие представлений о сакральном «пути Хорса», который Всеслав пересекал где-то между Киевом и Тмутараканью.

 

В связи с мотивом передвижения Хорса среди ученых бытует мнение о «конях Хорса».

 

Идол Хорса, установленный Владимиром I в Киеве, был деревянный. Как полагает Б. А. Рыбаков (советский археолог и историк), идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.

 

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола Корса близ Пскова:

 

"Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч."

 

Считается, что в этом описании имена идолов вымышлены. Идентификация Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительна, так как обычно в образе громовика-змееборца выступает Перун. Вместе с тем, возможно идентифицировать Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он, действительно, каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображен крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение — символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.

Назад к разделу


Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Поиск: