Скандинавская мифология / События и места

Назад к разделу

Мидгард

Мидгард — букв. «среднее огороженное пространство» — «срединная земля» в германо-скандинавской мифологии, мир, населённый людьми.

 

Германо-скандинавская космогония рисует циклопический процесс создания космоса из мировой бездны Гиннунгагап (др.-исл. «зияющая бездна»), когда из смешения искр огня из царства Муспельхейм и льда из царства Нифльхейм возникло первое в мире живое существо — великан Имир. Именно из его тела возникшие много позже братья-боги — Один, Вили и Ве — сотворили «свой» мир: плоскую землю, небо и Йотунхейм (Ётунхейм), заморское королевство великанов — йотунов (ётунов). Создав людей, боги поселили их на земле, в срединном мире, который огородили от йотунов стеной, изготовленной из век убитого ими Имира. Так земля и получила имя Мидгард. Мидгарду боги благоволили и соединили его с небом радужным мостом, которому дали имя Биврёст (др.-исл. «радуга»).

 

Высоко над землёй боги построили себе страну — Асгард и стали называться асами. С Йотунхеймом боги никогда не ладили и защищались от него как могли.

За пределами мира, сотворённого триадой богов, создалось царство Утгард, «внешний», трансцендентный, мир, который иногда отождествляется с Йотунхеймом и куда простой смертный попасть не может.

 

Далее, по космогоническому закону причинно-следственных связей, из-за страшных ошибок и прегрешений асов возникло царство Хель, подземный мир, управляемый богиней Хель, дочерью бога Локи.

 

Так создалась трехчастная структура германо-скандинавской космогонической «географии»: 1) небо, мир богов — Асгард; 2) земля, мир людей — Мидгард; 3) подземный мир, мир умерших — Хель. Мирча Элиаде доказал древнее происхождение подобной структуры, равно как и образа первосущества, из тела и крови которого творится мир. Они уходят корнями в архаическое индоевропейское единство культур и религиозных систем, представляющих аналогичные мифологические модели: греческой, индо-иранской, римской, кельтской и т. д.
 

Мидгард отгорожен от других миров не только стеной из ресниц Имира. Расположенный на плоском круге, он окружен водами мирового океана, на дне которого лежит Ёрмунганд, ещё один отпрыск Локи, — Мировой змей, окольцевавший землю и держащий в зубах собственный хвост (одна из вариаций образа Уробороса, одного из самых древних и сложных эзотерических символов евразийской культуры).

 

Такое соседство — не столько защита для Мидгарда, сколько страшная опасность, от которой мир людей старается защищать грозный бог Тор (др-исл. «гром»). Всплыв в конце времён из Мирового океана, Ёрмунганд вызовет гибельные наводнения, наступит трёхлетняя зима (фимбульвинтер), Солнце погаснет, звёзды попадают с неба; между богами и великанами произойдёт последняя битва — Рагнарок (др.-исл. Ragnarök); боги победят чудовищ и йотунов, но и сами погибнут. Рухнет Иггдрасиль (священный ясень, Мировое Древо) и обрушит небо; огненный меч великана Сурта сожжёт мир, и Мидгард погрузится в волны мирового океана. Так рассказывает поэма «Прорицание вёльвы» (иначе — «Пророчество вёльвы», Völuspá), пересказанная Снорри Стурлусоном в его «Круге земном» (ХIII в.).
 

Но это не конец Мидгарда. Новая земля возродится из волн мирового океана, и ею будут править боги, не совершавшие клятвопреступлений и ошибок, на ней будут жить новые счастливые люди в любви, мире и достатке.



Назад к разделу


Поиск: