Шумеро-аккадская мифология / Мифология шумеров

Назад к разделу

Анзуд

Анзуд | Шумеро-аккадская мифология, мифология шумеров

Анзуд (шумерск.), Анзу (аккадск., прежнее чтение Зу, «Имдугуд, Им-Дугуд» = «Буря-Ветер»), Шуту.

 

В шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения, в виде «орла с головой львицы (то есть всегда без гривы), и обычно лапы орла стоят на двух гривастых львах». Позднее (приблизительно с 14 в. до н. э.) Анзуд имеет также вид «гигантского орла». «В надписях упоминается начиная с 26 в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах Анзуд обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, он одновременно воплощает и доброе, и злое начала».

Первый корень «Ан-» (в имени «Анзуд», «Анзу») обозначает шум. «Ан» = «небо; бог неба». Второй корень «-Зуд, -Зу» (и имя «Шуту», которое близко к «-Зуд») можно считать именем собственным этого божества.
 

Мифы об Анзуде

 

1) В шумерском «мифе о Лугальбанде» Анзуд помогает ему выбраться из недоступных гор Хуррум.

 

2) В шумеро-аккадском мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу Анзуда, живущего в его ветвях.

 

3) О необычайной силе Анзуда говорит то, что именно ему (и ещё нескольким богам-воителям) боги поручили — выполнить приговор о «всемирном потопе» :

— «Анзу когтями разрывает небо —

порядок в стране — расколот будто кувшин».

В этом фрагменте «когти Анзуда, которыми он разрывает небо» — это молнии.

 

4) Миф о том, как Анзуд похитил «таблицы судеб» (которые давали власть над богами и людьми), известен в двух версиях:

 

  • старовавилонская версия (здесь имена богов из «шумеро-аккадской мифологии») — победителем Анзуда назван бог Нингирсу (бог, особо чтимый в древнем городе Лагаше), а в более поздних вариантах — Нинурта. Анзуд крадёт «таблицы судеб» у верховного бога Энлиля; богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзуда «бога войны Нинурту» и даёт ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзуда и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая «таблицами судеб», Анзуд заклинаниями излечивает рану. Нинурта смог забрать «таблицы судьбы» у Анзуда лишь с третьей попытки. В ознаменование победы — Нингирсу-Нинурта берёт знак «могучего Анзуда» в качестве своего символа-герба (подобно как в индуизме — Вишну взял изображение побеждённой им птицы Гаруды в качестве своего герба);

 

  • новоассирийская версия (здесь имена богов из «вавилоно-ассирийской мифологии»): Зу крадёт таблицы у Бела. И Анну (верховный бог неба) хочет отправить против Зу великих воинов: Адада (бог грома), Иштар (Великая Богиня любви и войны) и сына Иштар «Бару» — но они не решаются воевать против Зу, считая Зу-Анзуда непобедимым. Окончание мифа утрачено, и неизвестно, побеждён ли Зу кем-либо; но в осколках можно прочесть, что против Зу собрался воевать бог Эа (бог ремёсел и изобретений, бог пресных вод). Цитата:

 

— "Ану Ададу повелел не ходить.

Богиню зовут они, дочерь Ану,

Ану веленье свое ей изрекает :

«Мощная, ужасная Иштар, наступай неуклонно,

Зу погуби своим оружьем,

Будет имя твоё величаться в сонме великих богов,

Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдётся.

Пусть построены будут божьи дворцы,

По всей вселенной построй для себя грады,

Пускай твои грады причтутся к Экуру

Будь великой среди богов, греми своей славой».

Иштар отвечает на речь,

К Ану-отцу обращает слово:

«Отец, в недоступные горы кто поспешит?

Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад?

Книги Судьбы ухватил он руками,

Властью облёкся, похитил законы,

Улетел тогда Зу, в горах уселся,

Изрекает устами, словно боги Дуранки.

Супостатов своих он пылью считает,

Силы его ужасаются боги».

Ану Иштар повелел не ходить"
 

(«Миф о птице Зу», перевод В. К. Шилейко)



Назад к разделу


Поиск: