Индийская мифология / Боги Индии

Назад к разделу

Рудра

Рудра | Индийская мифология

Рудра (яростный, ревущий, красный) —  в древнеиндийской мифологии божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой и ветром или бурей, ведийский предшественник Шивы.

 

В Риг-веде Рудре посвящено три или четыре гимна.Он описывается могучим богом, вооружённый луком и чёрными стрелами, быстро летящий, носящим косу, сопровождаемый Марутами (в ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии). Рудра считался приносящим болезни, а так же тем, кто излечивал от них: к нему обращались с молитвами о здоровье и именовали «Имеющим успокаивающее целебное средство», «Обладателем тысячи целебных средств», «Самым исцеляющим из целителей».

 

Риг-веда неоднократно называет Рудру «Гхора» — страшный, яростный, неистовый — и обращается к Рудре с просьбами о милости к молящимся ему. Это слово, однако, имеет и другое, менее известное значение: Безупречный; Безукоризненный; Прекрасный.

 

Живёт он на севере, с которым, как и с западом, связано в древнеиндийской модели мира всё плохое. Рудра юн, быстр, силён, неуязвим. У него колесница, в руке - молния или палица, лук и стрелы (в «Атхарва-веде» он не раз называется лучником).

 

В поздних самхитах он тысячеглаз, его живот чёрен, а спина красна, у него синяя шея, он медного цвета (или красного), носит шкуру, живёт в горах. Он - многоформен. Связанный со смертью, Рудра может и отвращать смерть: его просят о лекарствах, дающих долгую жизнь, его называют исцелителем и лучшим из врачей. 

 

Согласно пуранам, Рудра произошел из чела Брахмы. Он явился воплощением всего того самого разрушительного и устрашающего, что можно было найти в богах. Покинув место своего рождения, Рудра удалился ото всех богов на севере Индии в горах. Данное божество было властелином над всеми животными, и, следовательно, он имел еще одно имя — Пашупати, то есть Хозяин Зверей.

 

Изображался он в виде охотника, одетого в шкуры животных, с чёрными волосами, стянутыми в узел. В данном облике он путешествовал по миру, охотился в лесах с помощью своего лука и чёрных стрел.

 

Женой Рудры была Сати, дочь властелина всех созданий Дакши. Сати безумно любила своего мужа и даже принесла себя в жертву, узнав, что при делении жертв Рудре не выделили ничего.

 

От Рудры произошли на свет Рудры — ужасные, похожие на змей исчадия, которые всюду следовали за отцом и бросались на всех, кого видели.

 

Второе поколение, произошедшее от Рудры, было не таким ужасным. Это были Маруты, божества бури. Маруты произошли от связи Рудры с Землёй, при чем Земля приняла облик пятнистой коровы, а Рудра — быка. Его сыновья стали армией и всюду сопровождали его в его славных подвигах и битвах с асурами и ужасными чудовищами.

 

В послеведийской мифологии из культа Рудры развивается культ Шивы. Само его имя  (и его эпитеты Пашупати, «хозяин скота», Шарва и т.д.) стало одним из прозвищ Шивы. 

Наиболее известный миф о Рудре, дошедший в разных версиях, в том числе и более поздних, связан с историей жертвоприношения Дакши.

Назад к разделу


Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Поиск: